02.09.2008 | Служба новостей Росфирм
«Коммуналка» Ростовской области все еще гонится за экономикой
Одной из сфер экономики, требующей самого пристального внимания региональных и муниципальных властей, остается инженерная инфраструктура и коммунальное хозяйство. Внимание обусловлено тем, что инфраструктурные ограничения являются серьезным препятствием для экономического роста. Без решения проблем коммунальной инфраструктуры не будут развиваться ни жилищное строительство, ни промышленность.
Состояние коммунальной инфраструктуры в Ростовской области характеризуется 60-80% износа и значительным числом убыточности предприятий по сравнению с другими отраслями. Эти проблемы не только сдерживают развитие самих предприятий коммунального комплекса, но и препятствуют привлечению инвестиций и росту экономики региона.
Модернизация коммунального комплекса требует значительных финансовых затрат. На сегодняшний день основные источники в отрасли - это прибыль и амортизация. Однако из-за сдерживания роста тарифов увеличение объемов прибыли маловероятно. Поэтому перед органами власти и предприятиями коммунального комплекса стоит задача по внедрению эффективных инвестиционных программ развития. При этом нужно решить не только задачи сегодняшнего дня, но и обеспечить развитие региона в долгосрочном периоде.
Задачи по разработке таких программ поставлены еще несколько лет назад. Однако существенных изменений в отрасли не произошло. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разработаны и утверждены в девяти городах Ростовской области. Но, по замечанию заместителя губернатора Сергея Назарова, эти программы не отражают реального развития территорий. Они устаревают и становятся неактуальными вскоре после своего принятия. Зачастую развитие инфраструктуры ведется не в том месте и не в том объеме, которые нужны для экономики.
Более того, планы застройки городов могут не предусматривать выделения участков под строительство объектов инфраструктуры. Такие проблемы актуальны для многих городов, в том числе и для Ростова. Отсутствие программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры и затруднения при выделении земли есть следствие того, что нет общей стратегии развития, прежде всего - «спальных» районов.
В результате специалистам приходится констатировать, что коммунальная инфраструктура лишь пытается догнать растущие потребности экономики. В идеале же инфраструктура должна развиваться одновременно с экономикой, а лучше - опережать ее.
Чтобы не «распылять» областные финсредства, региональные ведомства концентрируют внимание на развитии инфраструктурных проектов в зонах экономического развития («промзонах»). Модернизация инфраструктуры должна способствовать привлечению инвестиций, прежде всего - в перерабатывающую промышленность. Однако возможности дотационного бюджета области не безграничны. Поэтому для решения существующих проблем привлекается и частный капитал. Совместное участие в проектах государства и частного инвестора получило в Ростовской области популярное наименование частно-государственного партнерства (ЧГП).
Вариант механизма ЧГП, используемый в Ростовской области, должен стать одним из способов привлечения инвестиций - чтобы реализовывать «стратегические» региональные проекты и проекты, имеющие общероссийское значение. При этом приходится рассчитывать на бюджетное ассигнование из Инвестиционного фонда РФ для осуществления наиболее значимых проектов.
Но и тут существуют свои нерешенные проблемы, которые делают задачу трудновыполнимой. Вызваны они неопределенностью в праве собственности на имущество коммунальных предприятий.
Из-за нерешенности вопроса о собственнике «срывается» целый ряд инвестиционных проектов. В том числе такие, по которым региональной администрацией уже были достигнуты договоренности.
Среди примеров называют Новочеркасск, где уже полгода обсуждается проект модернизации водо- и теплоснабжения. По вопросам инвестирования идут консультации с компанией «Трансмашхолдинг».
Модернизации требуют системы водоснабжения почти во всех муниципалитетах. Особенно высокий уровень аварийности водопроводных сетей отмечается в городах Шахты, Новошахтинск и Гуково. С целью стабилизации водоснабжения в этих городах созданы муниципальные унитарные предприятия водопроводно-канализационного хозяйства. Однако главная задача - привлечение инвесторов - так и не решена.
Несколько иначе выглядит ситуация только в районе Ростовской агломерации. Здесь идет строительство объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-западной части области. В проекте участвуют и частная компания «Евразийское партнерство», и администрации Ростова и области, а также Инвестиционный фонд РФ. Проект включает в себя строительство новых водозаборных и очистных сооружений, водоводов сырой и питьевой воды, канализационных коллекторов. Реализация планов позволит обеспечивать водой не только Ростов, но и поселения, расположенные в дельте Дона, в том числе города Таганрог и Батайск.
Решение вопроса о частно-государственном партнерстве приобретает особое значение в свете требований федерального закона №185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Согласно ему, к 2011 году доля организаций, оказывающих услуги в жилищно-коммунальном комплексе, с государственным или муниципальным участием в уставном капитале не должна превышать 20%. Территории, не выполнившие это условие, не получат средств из федерального бюджета по ряду позиций.
Сегодня большинство предприятий коммунального комплекса являются муниципальными. К концу 2009 года в Ростовской области запланировано окончание инвентаризации и регистрации имущества объектов инфраструктуры. После этого можно ожидать форсирования приватизационных процессов в отрасли. Новые рубежи в развитии отрасли очертят и новые горизонты, к которым пойдет инфраструктура.