26.08.2008 | Служба новостей Росфирм
Местные производители запутались в торговых сетях
Поэтому ищут поддержки у обладминистрации. В рамках регионального форума «Лучшие товары Дона» состоялся «круглый стол», в ходе которого донские производители жаловались на кабальные условия работы с крупным ритейлом и просили власть повлиять на условия сотрудничества с ним.
Сейчас в Ростовской области работает 18,5 тыс. объектов, реализующих продовольственные товары. Около 20% продукции продается в торговых сетях, причем эта цифра постоянно растет. Взаимодействию местных производителей и крупного ритейла и был посвящен «круглый стол», прошедший в рамках регионального форума «Лучшие товары Дона». В нем принимали участие компании «Аквадар», «Маяк», «Союз», сети «Перекресток», «Солнечный круг», представители обладминистрации во главе с министром экономики Владимиром Бартеньевым. В ходе горячей дискуссии стороны обсудили проблемы, мешающие развиваться бизнесу, и возможные пути решения. Ростовские предприятия рассказывали в основном о негативном опыте сотрудничества с крупными сетями, часто упоминались «Ашан», «Метро», «О'Кей», представители которых, кстати, на «круглый стол» не пришли.
- У «Ашана» есть пункт договора, в соответствии с которым поставщик не имеет права работать с другими сетями, а по их условию, мы должны по 20 штук товара привозить, - заявил представитель компании «Союз» (производитель спортивной одежды). - Мы выходили на обсуждение новой коллекции, звонили, отправляли факсы в Москву - все в никуда, в декабре нам пришло письмо о том, что они отказываются от дальнейшего сотрудничества.
Коммерческий директор компании «Аквадар» рассказал, что до недавнего времени она работала с гипермаркетом «О'Кей».
- У нас были замечательные продажи, пока из Питера не пришла расценка, что лимонад должен стоить столько-то, но по такой цене мы не укладываемся даже в рамки себестоимости. Если мы снизим цену «О'Кею», тогда другие сети нам предъявят штрафные санкции на сотни тысяч и даже миллионы рублей.
Директор зерноградской компании «Маяк» Любовь Железная пожаловалась, что «Магнит» сократил поставки их круп в сеть до 4 наименований, которые не представлены краснодарскими производителями.
Присутствовавшие на «круглом столе» представители торговых сетей «Перекресток», «Солнечный круг» комментировать ничего не захотели.
С эмоциональным монологом выступил экс-директор по развитию сетей «В 2 шагах» и «Пятерочка» Сергей Рогузько, который посоветовал местным производителям объединить финансы, ресурсы и нанять хороших специалистов по продвижению.
- Только так вы сможете выжить, мы все работаем в формате самообслуживания, я не видел способа, чтобы заставить человека потянуться не за краснодарским, московским, а за донским товаром, а его действительно не берут, за исключением нескольких продуктов, - заявил Сергей Рогузько. - Мы можем забить все полки вашим товаром, но просто потом следом за вами закроем магазины и будем плакаться администрации.
Александр Киреенков
- Все производители жалуются на «Ашан», «Метро», потому что вам удобно возить к ним продукцию «Камазами», а с небольшими сетями, как «В 2 шагах», «Солнечный круг», не пытаетесь вести переговоры, - заявил гендиректор сети «Солнечный круг» Александр Киреенков. - Вы же не будете везти из Зернограда в наши девять магазинов по коробке крупы, а большой объем продукции мы не можем хранить из-за недостатка складских площадей.
По мнению Сергея Рогузько, привлечение обладминистрации для решения проблем взаимоотношений с сетями ни к чему хорошему не приведет.
- Не за горами ВТО, протекционистскими методами вы добьете местные сети, и останутся на рынке «Ашан», «Метро», попробуй их тронуть - приедет посол Франции со всем министерством торговли, и ничего мы не сможем сделать, - подытожил он.
Присутствовавший на встрече министр экономики Ростовской области Владимир Бартеньев в виде резюме зачитал все недостатки работы как сетей, так и местных производителей и сделал небольшие предложения по каждому пункту. Например, у местных производителей он отметил несовершенство логистики, отсутствие специализированного транспорта, нестабильность поставок в необходимых объемах, низкое качество товара, устаревшее маркировочное оборудование, высокие закупочные цены по сравнению с производителями из других регионов, необеспечение стабильного ассортимента в сети в рамках всего рабочего дня.
- Например, ИП Кантемиров (ТМ «Белый медведь») останавливает линию на 10 дней в связи с тем, что по просьбе коллектива предприятия они уходят на майские каникулы, - зачитал Владимир Бартеньев. - ГК «АЛЛ» не выдерживает график завоза - обязана доставлять продукцию до обеда, а привозит вечером.
Что касается недостатков торговых сетей, то он назвал условия сотрудничества, которые трудно выполнять небольшим предприятиям, - это долгое согласование новых позиций с головным офисом сети, отсрочка платежа, занимающая от 14 до 60 календарных дней, отчисления процентов с товарооборота. По всем этим позициям обладминистрация обещала помочь местным производителям, главное - чтобы они выступили с собственными предложениями по решению той или иной проблемы.
- При замораживании оборотных средств есть возможность привлечения финансовых ресурсов, например кредитов, мы можем покрыть часть расходов субсидированием процентной ставки, - отметил министр.
Не раз на «круглом столе» звучала мысль, что у местных производителей слабо развита логистика, выдвигалось предложение создать посреднические сети. Однако очевидно, что, кроме самих предприятий, эту проблему никто не решит.
Другие статьи по теме
02.07.09 Правоохранители готовятся к борьбе с нарушениями закона "Об игорном бизнесе"
23.06.09 Инвестор "Азов–Сити" судится с региональными властями
05.05.09 Недвижимость обложат новым налогом
28.04.09 Стоимость жилья в Нижнем Новгороде с начала 2009 года снизилась в среднем на 10,2%
►Все статьи по теме