23.05.2012 | Служба новостей Росфирм

Оценка стоимости бизнеса при продаже

Определение стоимости компании является одной из главный проблем при продаже бизнеса. Понятно, что у продавца и покупателя мнения по поводу цены бизнеса, как правило, не совпадают, поэтому, на предварительных этапах сделки требуется провести оценку компании. Сегодня, при определении стоимости продаваемого бизнеса используется три основных подхода.

Доходный. Цена бизнеса основывается на величине ожидаемых доходов. Оценка базируется на предположении, что будущий владелец при покупке бизнеса не заплатит за него больше суммы доходов за интересующий его период времени. В рамках доходного подхода выделяется два метода оценки:
• Метод капитализации. Используется, если в прогнозном периоде доходы компании останутся на одном уровне, близком к текущему;
• Метод дисконтирования денежных потоков. Используется при прогнозировании изменяющихся доходов. Для определения стоимости устанавливается период, в течение которого бизнес интересен инвестору; вычисляются ежегодные денежные потоки предприятия; потоки приводятся к нынешней стоимости, с учетом предполагаемых темпов роста, периодичности и времени получения доходов, инфляции.

Рыночный. Цена при продаже компании устанавливается исходя из сравнения недавних продаж сопоставимых предприятий. То есть, если бизнесмен решил: продам бизнес в московской области, ему необходимо изучить успешно завершенные сделки в этом регионе и исходя из них устанавливать стоимость. Базовыми показателями при таком подходе могут выступать:
• Прибыль до выплаты налогов и процентов;
• Чистая прибыль;
• Балансовая стоимость предприятия;
• Мультипликаторы, рассчитанные на базе рыночной цены акций компании-аналога при продаже крупного пакета акций.

Затратный. При таком подходе стоимость продаваемого бизнеса складывается из суммы затрат ресурсов на его замещение или воспроизводство, с учетом морального и финансового износа. Так, если осуществляется продажа ресторана, нужно оценить кухонное оборудование, мебель для сотрудников и клиентов, и прочие активы. Данный подход наиболее эффективен в том случае, если покупатель сравнивает затраты на покупку бизнеса с затратами на создание собственного аналогичного предприятия. Главный недостаток подхода заключается в том, что провести индивидуальную оценку стоимости нематериальных активов, например, товарной марки, ноу-хау или клиентской базы очень сложно и, в любом случае, этот процесс будет субъективным.