17.10.2008 | Служба новостей Росфирм
В Ростове-на-Дону запускают второй по крупности в России цементный терминал
Ростовское ЗАО «Торговый порт» создало вместе с турецкой цементной компанией Nuh Cimento терминал по перевалке навального цемента. Совместное предприятие (СП) называется «Ковчег». Мощности терминала по перевалке навального цемента составят 500 тысяч тонн в год. Инвестиции в проект - свыше 20 млн евро. Терминал «Ковчега» станет вторым подобным проектом в России после терминала немецкой Heidelberg Cement в Калининграде. Эксперты неоднозначно оценивают перспективы терминалов в условиях текущего кризиса, но российские цементщики внутренний спрос покроют нескоро.
ЗАО «Торговый порт» на этой неделе запускает на своей территории терминал по перевалке навального цемента мощностью 500 тысяч тонн в год (на полную мощность выйдет весной 2009 года, сейчас способен переваливать 250 тысяч тонн).
«В феврале мы создали под этот проект ООО «Ковчег» - СП с турецким производителем цемента Nuh Cimento (мощности завода - 5 млн т цемента в год), каждому из партнеров принадлежит по 50% долей, - сообщил президент «Торгового порта» Арменак Кочканян. - Инвестиции в проект составят свыше 20 млн евро, половина этой суммы уже вложена в создание инфраструктуры и закупку европейского экологичного оборудования.
Источник: "Деловой Ростов"
Специалист направления зарубежной торговли Nuh Cimento Абдулхамит Аксай подтвердил факт создания СП.
По словам Кочканяна, турецкие партнеры будут поставлять цемент и заниматься обслуживанием терминала. Также цемент будет поставляться с принадлежащего «Торговому порту» цемзавода в Волгоградской области (мощности около 300 тысяч тонн в год). С силосных башен цемент будет отгружаться в хоппер-цементовозы и автотранспорт, в порту будут 2 собственные фасовочные линии. Территория сбыта - ЮФО, возможно, Московская область, традиционно испытывающая дефицит цемента.
- Биг-бэги, в которых завозится сейчас импортный цемент, - это крайняя мера, все российские заводы ЖБИ проектировались под прием навального цемента, - утверждает Кочканян. - Для нас есть экономическая выгода в том, что перевозка насыпного цемента обходится на $ 10 за тонну дешевле, чем перевозка его в биг-бэгах.
На первом этапе «Торговый порт» будет фрахтовать для перевоза цемента сухогрузы «река-море» (грузоподъемность до 5 тысяч тонн) сторонних компаний, затем планируется создать собственный флот на Калачевском судостроительно-судоремонтном заводе (Волгоградская область, «Торговый порт» приобрел его в январе 2008 года). По словам Кочканяна, в течение 2 лет на заводе будет создано 10 сухогрузов, стоимость строительства «для себя» - более $ 10 млн за каждый.
- В порт суда будут приходить с цементом, обратно идти с углем для Nuh Cimento, который в год потребляет 650 тысяч тонн угля, - говорит Арменак Кочканян.
Терминал «Торгового порта» - это второй в России проект по перевалке навального цемента. В сентябре этого года в Калининградском морском торговом порту немецкая группа Heidelberg Cement ввела в эксплуатацию терминал «Калининградцемент» мощностью перевалки 200 тыс. т в год (планируется увеличение до 400-500 тысяч тонн), инвестиции составили 7 млн евро.
Один из трейдеров считает, что сейчас строить навальные терминалы не имеет смысла.
- В ЮФО, как и во всей стране, наблюдается дефицит с хоппер-цементовозами на железной дороге, - говорит заместитель директора ООО «Донтехком» Сергей Галицин. - А если перевозить цемент в полувагонах, то каждая тонна получается дороже на 400 рублей - это существенно перекрывает выгоду от стоимости транспортировки навального цемента. К тому же многие заводы ЖБИ и растворобетонные узлы уже приспособились под работу с цементом в биг-бэгах.
- Мы с биг-бэгами принципиально не работаем, так как завод запроектирован под прием цемента из авто- и ж.-д. транспорта, - утверждает директор производственного управления ОАО «Волгоградский завод ЖБИ № 1» (один из лидеров стройрынка области) Владимир Фурин.
Несколько лет назад, когда на российском рынке было крайне мало импорта, а в строительной отрасли наблюдался дефицит сырья, навальные терминалы рассматривались чуть ли не как единственное разрешение проблемы. Такие же настроения были в начале 2008 года, когда впервые зазвучали заявки о масштабных объемах импорта в биг-бэгах и отмечалась ограниченность инфраструктурных мощностей на железной дороге. Однако запуск первых терминалов пришелся на тяжелое время - за 8 месяцев этого года в страну ввезли, по различным данным, от 4 до 6 млн т цемента, значительная часть которого теперь залеживается на складах. Причем основной проблемой стали уже не инфраструктурные трудности, а недофинансирование строительной отрасли из госбюджета и финансовый кризис, лишившие строителей и девелоперов доступа к длинным и дешевым деньгам.
- Я могу только посочувствовать «Торговому порту» и «Калининградцементу», - сказал N руководитель аналитического агентства InfraNews (специализируется на логистике) Алексей Безбородов. - Загрузить полные мощности г-ну Кочканяну, по моему мнению, удастся не раньше, чем через 2 года. К тому же импортные поставки «БазэлЦемента», как и ряда других игроков, отчасти дискредитировали импорт: товар был далеко не лучшего качества.
- Потребители сразу оценили наш навальный цемент, - возражает исполнительный директор «Калининградцемента» Владимир Девяткин и отмечает разницу между качеством «навалки» и цемента в мешках. - При транспортировке в биг-бэгах происходит потеря качества: от долгого лежания цемент схватывается комками, еще хуже, если в мешок попадет вода или он порвется. Я сам отгружал цемент в биг-бэгах, и в одной из партий потери составили до 30%. С навальным цементом таких проблем нет, хотя у нас тоже своя специфика - например, для приема цемента с силосных башен автотранспортом нужна специализированная европейская техника, чтобы не происходила его потеря и не поднималась пыль.
По данным Ассоциации поставщиков и производителей цемента, его потребление в России (59,4 млн т в 2007 году) после снижения на 5% в 2009 году вырастет в 2010-м на 15% по отношению к 2007 году. При этом российские производители не смогут полностью покрыть спрос.
О компанияхЗАО «Торговый порт» создано в 2002 году, собственник - Арменак Кочканян. Занимается перевалкой зерновых, металлолома и металлопроката, удобрений, угля и леса. Площадь порта - около 10 га. Владеет ОАО «Калачевский судостроительно-судоремонтный завод» (Волгоградская область), имущественным комплексом Волгоградского тракторного завода (приспособлен под сталелитейное производство, сейчас комплекс выставлен на продажу), цементным заводом в Волгограде.
Nuh Cimento Sanayi A.S. основан в 1966 году в Турции. Основные владельцы - Nuh Ticaret ve sanayi A.S. (43,17%) и Partas Tekstil Ins. San. ve Tic. A.S. (15,86%). Годовые мощности завода на турецком полуострове Коджаэли - 6 млн т клинкера (цементный полуфабрикат) и 5 млн т цемента различных марок. Располагает собственным портом вблизи фабрики.
Другие статьи по теме
02.07.09 Правоохранители готовятся к борьбе с нарушениями закона "Об игорном бизнесе"
23.06.09 Инвестор "Азов–Сити" судится с региональными властями
05.05.09 Недвижимость обложат новым налогом
28.04.09 Стоимость жилья в Нижнем Новгороде с начала 2009 года снизилась в среднем на 10,2%
►Все статьи по теме